Утверждено

Приказом врио председателя

Контрольно-счетной палаты

Суражского муниципального района                  

 

от «09» октября 2015 г. №09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СУРАЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сураж

2015

Содержание

 

1.

Общие положения…………….………………………..….…………

3

 

 

 

2.

Содержание экспертизы проектов муниципальных
программ.……………………………………………………………..

 

3

 

 

 

3.

Порядок проведения экспертизы проектов муниципальных программ………………………………………………………...……

 

4

 

 

 

3.1.

Рассмотрение проектов муниципальных программ …………...…

5

 

 

 

3.2.

Рассмотрение предложений о внесении изменений в муниципальные программы……………………………..……........

 

5

 

 

 

3.3.

Содержание и оформление заключения Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района по результатам экспертизы проектов муниципальных программ ………………….

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Приложения:

1. Перечень типовых вопросов для проведения экспертизы проектов муниципальных программ…………………………………...……………..

 

 

6

 

2. Форма примерного Заключения Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района на проект муниципальной программы...………………….……………...…………….

 

 

 

8

 


1. Общие положения

1.1.   Методические рекомендации по проведению экспертизы проектов муниципальных программ Суражского района (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях методологического обеспечения реализации функции Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района (далее – Контрольно-счетная палата) по экспертизе проектов муниципальных программ, определенной подпунктом 7 пункта 1 статьи 5 Положения «О Контрольно-счетной палате Суражского муниципального района» от 26.12.2014г. №59 (далее – Положение)

Методические рекомендации учитывают положения Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Суражского района, утвержденного постановлением администрации Суражского района от 10.08.2012г.  №413 (далее – Порядок разработки муниципальных программ).

Методические рекомендации применяются для экспертизы муниципальных программ, включенных в перечень муниципальных программ Суражского района.

1.2.   Задачей Методических рекомендаций является определение обязательных для выполнения унифицированных методов (способов) организации, проведения и оформления результатов экспертизы проектов муниципальных программ Суражского района (далее – муниципальные программы), а также предложений о внесении изменений в муниципальные программы (далее – экспертиза проектов муниципальных программ) в пределах полномочий и задач, возложенных на Контрольно-счетную палату.

1.3.   Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами Контрольно-счетной палаты при организации и проведении экспертизы и подготовки заключений Контрольно-счетной палаты на проекты муниципальных программ (далее – заключение Контрольно-счетной палаты).

2. Содержание экспертизы
проектов
муниципальных программ

 

2.1.   Экспертиза проектов муниципальных программ – деятельность Контрольно-счетной палаты, состоящая в исследовании проектов муниципальных программ на предмет их соответствия установленным требованиям, оценки планируемой эффективности муниципальных программ с оформлением соответствующих заключений Контрольно-счетной палаты.

2.2.   Задачами экспертизы проектов муниципальных программ являются:

- оценка соответствия проектов муниципальных программ положениям документов стратегического планирования Суражского района, а также положениям отраслевых документов стратегического планирования;

- проверка соблюдения федерального, областного и местного законодательства;

- оценка эффективности планирования использования финансовых средств для достижения целей и реализации социально-экономических задач, предусмотренных проектами муниципальных программ, в том числе оценка соотношения ожидаемых результатов с ресурсным обеспечением проекта муниципальной программы;

- оценка целесообразности, реализуемости, рисков и последствий результатов реализации стратегических целей обеспечения социально-экономического развития Суражского района.

 

3. Порядок проведения экспертизы
проектов
муниципальных программ

 

3.1.   Рассмотрение проектов муниципальных программ.

3.1.1. Экспертиза проекта муниципальной программы осуществляется по поручению Председателя Контрольно-счетной палаты, должностными лицами Контрольно-счетной палаты в соответствии с содержанием направлений деятельности Контрольно-счетной палаты.

Экспертиза проектов муниципальных программ проводится в течение 30 календарных дней, если иной срок не установлен Председателем Контрольно-счетной палаты.

Начало срока начинается на следующий день после календарной даты подписания Председателем Контрольно-счетной палаты, соответствующего приказа.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Окончанием срока считается дата подписания Председателем Контрольно-счетной палаты заключения Контрольно-счетной палаты.

3.1.2. Экспертиза проектов муниципальных программ осуществляется с использованием типовых вопросов для проведения экспертизы проектов муниципальных программ, приведенных в приложении №1 к настоящим Методическим рекомендациям.

3.1.3. При экспертизе проектов муниципальных программ учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствующей сфере деятельности, а также экспертиз муниципальных программ, проведенных в предшествующие годы.

3.1.4. В случае наличия в проекте муниципальной программы недостатков и недочетов они отмечаются в заключении Контрольно-счетной палаты с изложением их сути. При описании недостатков и недочетов могут быть предложены варианты их устранения.

3.2.   Рассмотрение предложений о внесении изменений в муниципальные программы.

3.2.1. Экспертиза предложений о внесении изменений в муниципальные программы осуществляется в порядке, аналогичном порядку проведения экспертизы проектов муниципальных программ.

3.2.2. В ходе экспертизы предложений о внесении изменений в муниципальную программу проводится оценка:

- обоснованности и правомерности предлагаемых изменений;

- целесообразности предлагаемых изменений;

- реализуемости предлагаемых изменений и влияния изменений на реализуемость муниципальной программы в целом.

3.3.   Содержание и оформление заключения Контрольно-счетной палаты по результатам экспертизы муниципальных программ.

3.3.1. По результатам проведения экспертизы проекта муниципальной программы подготавливается заключение Контрольно-счетной палаты.

3.3.2. Заключение Контрольно-счетной палаты состоит из вводной, содержательной частей и выводов.

3.3.3. Во вводной части заключения Контрольно-счетной палаты указываются общие сведения о муниципальной программе.

В содержательной части заключения Контрольно-счетной палаты отражаются наиболее значимые результаты.

3.3.4. Заключение Контрольно-счетной палаты не может содержать политические оценки решений, принимаемых муниципальными органами по вопросам их ведения.

Выводы заключения Контрольно-счетной палаты не должны содержать рекомендации по утверждению или отклонению администрации Суражского района представленного проекта муниципальной программы.

3.3.5. При обнаружении в ходе проведения экспертизы проекта муниципальной программы коррупциогенных факторов в заключении Контрольно-счетной палаты должно быть сделано соответствующее указание.

3.3.6. Все суждения и оценки, отраженные в заключении, должны подтверждаться ссылками на исследованные положения проекта муниципальной программы, а также ссылками на нормы законов и иных нормативных правовых актов (в случае выявления нарушения их положений).

3.3.7. Проект заключения формируется по форме примерного Заключения Контрольно-счетной палаты, приведенной в приложении №2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Заключение Контрольно-счетной палаты может быть дополнено другими разделами с учетом специфики конкретной муниципальной программы.

3.3.8. Заключение Контрольно-счетной палаты подписывается Председателем Контрольно-счетной палаты и направляется в установленном порядке в администрацию Суражского района, представившую проект муниципальной программы (предложения о внесении изменений в муниципальную программу) на экспертизу в Контрольно-счетную палату.


Приложение № 1

к Методическим рекомендациям по проведению экспертизы проектов муниципальных программ Суражского района

 

Перечень типовых вопросов

для экспертизы проекта муниципальной программы Суражского района

с учетом оценки внесенных в нее изменений

1. Анализ проекта муниципальной программы Суражского района (предложений о внесении изменений в муниципальную программу) (далее – МП).

1.1. Наличие проекта постановления администрации Суражского района, которым утверждается МП.

1.2. Срок реализации МП, оценка внесенных в нее изменений.

1.3. Соответствие состава ответственных исполнителей, соисполнителей и участников, приведенных в паспорте МП, составу главных распорядителей и получателей средств бюджета Суражского района, которым предусмотрены бюджетные ассигнования по данной МП решением Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского района.

1.4. Соответствие перечня входящих в МП подпрограмм, анализ изменений перечня подпрограмм.

1.5. Перечень целей МП, подпрограмм, их анализ и оценка соответствия требованиям Порядка разработки муниципальных программ, а также приоритетам и целям политики в сфере социально-экономического развития.

1.6. Состав задач, решаемых МП, подпрограммами, анализ и оценка их необходимости и достаточности для достижения соответствующих целей.

1.7. Оценка обоснованности состава и значений целевых показателей (индикаторов) МП, подпрограмм, проверка их соответствия требованиям Порядка разработки муниципальных программ, а также приоритетам политики в сфере реализации МП, и оценка согласованности их значений со значениями целевых показателей.

1.8. Анализ структуры источников финансового обеспечения МП, а также оценка изменений объемов финансового обеспечения МП.

Анализ соответствия бюджетных ассигнований, предусмотренных проектом МП, бюджетным ассигнованиям на реализацию МП, утвержденным решением Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского района.

1.9. Анализ структуры финансового обеспечения МП за счет средств бюджета Суражского района в разрезе подпрограмм.

1.10. Сопоставительный анализ динамики целевых показателей (индикаторов) и объемов ресурсного обеспечения МП.

1.11. Соответствие структуры проекта МП установленному Порядку разработки муниципальных программ (с учетом изменений).

1.12. Другие замечания и предложения.

2. Основные выводы по результатам анализа проекта МП.

3. Приложения в виде графиков, таблиц и иных дополнительных материалов (при необходимости).


Приложение № 2

к Методическим рекомендациям по проведению экспертизы проектов муниципальных программ Суражского района

 

Форма примерного Заключения Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района на проект муниципальной программы Суражского района

 

 

Заключение
на проект
муниципальной программы Суражского района «__________________________________________________________________»

(наименование муниципальной программы Суражского района)

1. Анализ проекта муниципальной программы «наименование программы» (с учетом оценки внесенных в нее изменений).

1.1. Муниципальная программа «наименование программы» (далее – МП) представлена (наименование органа) в соответствии с (реквизиты акта).

1.2. Срок реализации МП определен на _____ годы (в _____ этапа) и увеличен (уменьшен) по сравнению с предыдущей редакцией на ____ лет.

1.3. Ответственным исполнителем МП является (главный распорядитель), соисполнителями: (главный распорядитель), участниками: (главный распорядитель) и другие (всего ___ участников). По сравнению с предыдущей редакцией МП состав соисполнителей и исполнителей изменился (не изменился). Так, из состава участников МП исключены (добавлены) (главный распорядитель).

1.4. В соответствии с паспортом МП включает ____ подпрограмм. Решением Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского района в рамках реализации МП предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение ____ подпрограмм.

В соответствии с МП финансовое обеспечение подпрограммы (наименование) предусматривается за счет ___________, подпрограммы (наименование) - за счет средств юридических лиц.

По сравнению с предыдущей редакцией МП состав подпрограмм изменился (не изменился). Так, из состава МП исключены (добавлены) подпрограммы (наименование). Однако, по мнению Контрольно-счетной палаты, ____.

1.5. Целью МП является _______.

По сравнению с предыдущей редакцией МП цель изменена (не изменена).

В предлагаемой редакции МП ее цель в основном соответствует приоритетам и целям государственной политики в сфере социально-экономического развития.

Вместе с тем цель МП не в полной мере увязана с положением, содержащимся в (наименование стратегического документа) и предусматривающим, в том числе достижение ________.

1.6. Задачами МП являются _________.

По сравнению с предыдущей редакцией МП задачи изменены (не изменены).

В предлагаемой редакции МП ее задачи в основном соответствуют государственной политике в сфере реализации МП.

Вместе с тем задача МП _____ не в полной мере увязана с положением, содержащимся в (наименование стратегического документа) и предусматривающим, в том числе решение ______.

В основном, решение задач МП позволяет (не позволяет) обеспечить достижение ее цели. Однако их перечень недостаточен для достижения цели в части _____ (полностью). По мнению Контрольно-счетной палаты, в МП в целях достижения ______ целесообразно включить следующие задачи _____.

1.7. Достижение цели и решение задач МП  характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами).

Анализ обоснованности состава и значений целевых показателей (индикаторов) МП (подпрограмм) свидетельствует о достаточности (недостаточности) предлагаемых показателей для полноценной оценки степени достижения целей и решения задач МП (подпрограмм, основных мероприятий).

Так, отсутствие в системе целевых показателей (индикаторов) МП (подпрограмм) показателя (индикатора) _____ может затруднить оценку _____ и проверку хода реализации задачи, поставленной _____.

По мнению Контрольно-счетной палаты, состав целевых показателей (индикаторов) целесообразно дополнить показателями (наименование), характеризующими _____.

Целевые показатели (индикаторы) МП (подпрограмм) в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Порядком разработки муниципальных программ.

Анализ соответствия целевого значения показателя (индикатора) МП (подпрограммы) _____, свидетельствует о наличии расхождения с целевым значением показателя (индикатора), приведенного в документе стратегического планирования.

Анализ МП свидетельствует о низкой (высокой) доле показателей (индикаторов) МП (подпрограммы), характеризующих реализацию целей и задач программы, определяемых исходя из данных статистического наблюдения.

Анализ МП свидетельствует о низкой (высокой) доле показателей (индикаторов) МП (подпрограммы), характеризующих реализацию целей и задач программы, определяемых по методикам, утвержденным органами исполнительной власти. Так, доля показателей, определяемых по указанным методикам, составляет ___ %.

1.8. Общий объем финансирования на реализацию МП составляет____,  в том числе расходы бюджета Суражского района в общей доле расходов на реализацию МП составят ___.

Финансовые показатели во исполнение требований абзаца четвертого части 2
статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации приведены (не приведены) в соответствие с решением Суражского районного Совета народных депутатов от ____ № __ «О бюджете Суражского муниципального района на ___ год и на плановый период ____ и ____ годов».

По мнению Контрольно-счетной палаты, снижение доли средств _____ создает риски недостижения _______ цели, решения ______ задачи, реализации _____ мероприятия.

1.9. Динамика планируемого результата по показателю (индикатору) (наименование), характеризующему достижение цели _____ и решение задачи _____ МП (подпрограмм, основных мероприятий), не улучшается при росте соответствующего источника финансового обеспечения.

Значение целевого показателя (индикатора) (наименование) МП (подпрограммы) зафиксировано на весь период ее реализации на одном уровне, что затруднит ______.

По целевому показателю (индикатору) (наименование) планируемая динамика недостаточна. Так, показатель (наименование) к завершению реализации МП планируется на уровне лишь ____.

1.10. МП в основном соответствует основным положениям нормативных правовых документов, регламентирующих процесс разработки, реализации и оценки эффективности программ. Однако по результатам экспертизы МП выявлены факты неполного соблюдения требований Порядка разработки муниципальных программ в части ______.

Так, текстовая часть МП не содержит положений о _____.

В состав МП не включены следующие приложения: _____.

1.11. Кроме того, Контрольно-счетная палата отмечает _____.

2. Основные выводы по результатам экспертизы МП:

1. ____.

2. ____.

и т.д.

3. Приложения: ______.

 

 

 

Председатель Контрольно-счетной палаты

Суражского муниципального района   ________________                           _________________

                                                                                   (личная подпись)                                         (инициалы, фамилия)