|
|
Брянская область, г. Сураж, ул. Ленина, д. 40 «Суражский муниципальный район Брянской области» |
Об этом мне рассказывала моя бабушка. Когда церковь ломали, один из членов сельсовета залез наверх, сбрасывал кресты и матерился, а потом слез и по крестам ногами топал. Бабушки, что стояли рядом, говорили - «Господь накажет». Вскоре он умер страшной смертью. Три дня ползал по полу, грыз и ногти и пол, кричал и умер, даже язык у него вылез».
Недавно я узнал, что предпоследний священник нашего села, Романченков Павел Яковлевич, был расстрелян в 1937 году за веру. Трагическая смерть и судьба отца Павла меня потрясла, ведь мы на уроках истории изучали, что в средние века еретиков сжигали на кострах, а в 20 веке расстреливали за то, что люди не отказывались от веры.
Редко кто не любит своё село, не гордится героическими страницами прошлого. Но история села Нивного в 20 веке – это не только победы и героизм. Годы тоталитарного режима в нашей стране – это годы тяжелейших репрессий по отношению к своему народу. Обидно и горько читать об этих событиях, но помнить и знать необходимо, чтобы извлечь нравственные уроки из событий прошлого. Новое поколение сельских жителей должно быть духовным и милосердным. Именно к милосердию призывал своих прихожан отец Павел.
Первая половина ХХ века – это время жесточайших репрессий. В нашей стране в 20-30 годы пострадали сотни тысяч людей, в их числе были и священнослужители.
Как же складывались отношения церкви и государства в эти времена? Об этом говорят документы – самые достоверные источники.
В 1929 г. Информационный статистический подотдел Центрального Совета Союза воинствующих безбожников подытожил сведенья о количестве закрытых за первую половину 1929г. культовых зданий. В сводку включены только те случаи закрытия культовых зданий ,которые произведены по требованию трудящихся. Всего закрыто 423 культовых здания, из них городских- 243, сельских- 180. Культовые здания использованы под клубы, избы – читальни, народные дома, школы, ясли, магазины, зернохранилища, мастерские, мельницы, больницы. Указывается, что в ряде случаев церкви закрывались с сопротивлением церковников, но в большинстве по единодушному требованию трудящихся.
Эти данные за 1929 год, массовое же закрытие церквей проходило в тридцатые годы. Многие священнослужители были репрессированы.
Суражский район Брянской области и село Нивное - малая частичка великой России. Все, что происходило в стране, откликалось в каждом ее самом маленьком уголке, в каждом районе, в каждом селе.
Как и по всей стране, в Суражском районе шла борьба с религией.
Таким образом, в 1937 году закрыли немногие действующие церкви. В архиве удалось отыскать разрозненные сведения, относящиеся к ликвидации церкви.
С 1924 года настоятелем церкви стал священник Романченков Павел Яковлевич.
В ноябре 1936 года Рождесвенно-Богородицкая Церковь была закрыта, а здание Церкви передали Нивнянскому колхозному сельсовету под клуб. Страшной была судьба тех людей, которые закрывали и разоряли Церковь, спиливали и сбрасывали кресты, снимали колокола. Так об одном из таких людей который выбивал на стенах Церкви вместо крестов звёзды, известно из рассказа свидетелей, доживших до наших дней.
Нашлось в архиве и ходатайство о закрытии церкви и передачи ее на культурно-просветительные цели в с.Нивное. Из протокола заседания комиссии, следует, что учитывая ходатайство большинства трудящихся о закрытии церкви – ходатайство удовлетворить, молитвенный пункт в с.Нивное ликвидировать, здание церкви передать сельсовету на культурно-просветительные цели.
26 октября 1937 год был расстрелян в городе Смоленске по обвинению в надуманных преступлениях священник Романченков П.Я. Одновременно с ним были арестованы и растреляны его два старших брата и племянник проживавшие в д.Ершичи Хотимского района.
Воспоминания об отце Павле
Я помню как исповедовался у отца Павла. Тогда он нас наставит ребятишек двое – трое, накроет нам головы и спрашивает: - «В огороды лазили?» а мы отвечаем: - «грешны, батюшка». «Чужое брали? Ругались? Родителей не слушались?» - а мы говорим – «грешны, батюшка».О том, что отец Павел был удивительно добрым, образованным человеком говорят нам воспоминания односельчан, тех, у кого остались детские впечатления о нем.
Жили мы через дом от церкви. Я училась в первом классе. Мы с ребятишками решили посмотреть, что находится в маленьком домике, где жил батюшка, на территории церкви. Перелезли через забор, а было темно, тихонько зашли в дом и осветили. Там были стеллажи, на них лежала церковная утварь и книги.
А батюшку я хорошо помню, у него были длинные волосы и залысины. Он всегда выйдет и говорит нам: - «Здравствуйте ребятки». Один мальчишка шкодный был, возьмет ворота и откроет, а батюшка с улыбкой: - «Ребятки, что вы делаете?» и закроет их.
«Моя мама, ходила в церковь к причастию и брала меня с собой. Батюшка наливал в серебряную ложечку что-то сладкое, давал мне выпить. Вкус помню до сего дня. Мама рассказывала,. что он гладил моих сестер и говорил: «Какие хорошие девочки, вот эта сливки ест (полненькая была), а эта молочко пьет (похудее)».
«Народу в храме было всегда много. А жил священник в маленьком домике состоящем из двух комнат».
Занимаясь историей села я одновременно изучаю историю Церкви по материалам архивов, разыскиваю родственников и очевидцев тех событий.
Материалы допроса П.Я. Романченкова
- К какому церковному течению вы принадлежите?
- Я принадлежу к староцерковному течению, во главе руководства которого стоит по Западной области Епископ Гомельский Тихон. По СССР течение староцерковников возглавляет Московский и Коломенский митрополит Сергий (Страгородский).
- Перечислите ваших близких знакомых из церковнослужителей.
- Проиерея Гневушева Ивана из Суража и Лукьяна Сенчило из Высокоселища.
- Следствию известно, что вы в 1921 году за контрреволюционную повстанческую деятельность были арестованы. Дайте показания по данному вопросу.
- В 1921 году в районе Новгорород-Северска началось восстание, направленное к свержению советской власти. Я в это время был монахом в монастыре. В этом контрреволюционном восстании против советской власти я участия не принимал, но арестован был, за то что в монастыре укрывались белогвардейские офицеры. Все время ареста я был болен и находился в больнице без допроса и был освобожден.
- Следствию известно, что вы привлекались за противодействие мероприятиям советского правительства.
- В 1933 году Нивлянским сельсоветом был наложен на меня налог. Я должен был в трехдневный срок сдать государству сто килограмм мяса. Но я этого не выполнил и меня арестовали, просидел два месяца и был освобожден.
- Следствием установлено, что вы являетесь руководителем контрреволюционной повстанческой организации, созданной вами из числа церковников в Нивлянской волости. Дайте показания по этому вопросу.
- Руководителем повстанческой контрреволюционной организации я не состоял и даже об этой организации ничего не знал и не слышал и контрреволюционной деятельностью никогда не занимался.
- Вы врете. Следствие требует от вас правдивых показаний.
- Я следствию даю правдивые показания.
- В контрреволюционной деятельности и создании контрреволюционной повстанческой организации из числа церковников вы изобличаетесь свидетельскими показаниями.
- Повстанческой контрреволюционной организации я никакой не знаю и поэтому изобличающих свидетельских показаний в отношении меня быть не может, и прошу вызвать тех свидетелей, которые меня могут изобличить в контрреволюционной деятельности.
- Следствием установлено, что вы проводили собрание в церкви 27 июня сего года с церковным активом с целью срыва антирелигиозной беседы, проводимой сельским активом.
- После службы собрались в сторожке с вопросом о ремонте церкви. В этот же день проводилась антирелигиозная беседа. Ко мне пришла старушка и сказала, что будут закрывать церковь, а потому и делают антирелигиозную беседу. Я пояснил, что это против религии и вам на этом собрании будут говорить, что Бога нет. Ввиду того, что времени больше не было, я сказал им: «Ступайте с Богом на беседу».
- 20 июля бригада колхозников производила ремонт церкви. Сколько человек работало?
- Работа по ремонту церкви проходила недели три, в среднем на каждый день приходило работать человека по четыре, был день, 20 июля, работало человек девять.
- Было ли постановление граждан о закрытии церкви?
- Постановление 90 процентов граждан о закрытии церкви было примерно в августе 1936 г.
- Почему церковь все же после этого не была закрыта.
- я думаю, что церковь не закрыли и не отобрали потому, что нужно было ее отремонтировать, а средств на ремонт сельсовет не имел и надеялся на средства церковного совета, а после ремонта, сделанного церковным советом, отобрать. Недостаток средств у сельсовета характеризуется тем, что клуб находится в запущенном состоянии. Мой арест был необходим, потому что без меня легче отобрать церковь, так как теперь среди верующих не осталось человека, знающего законы. А для этого и меня арестовали.
- Вы были против закрытия церкви?
- Совершенно верно. Я был против закрытия церкви и положил много сил для этого. Я старался произвести ремонт и говорил своему церковному совету о том, что, если придет из райисполкома отношение о закрытии, то можно ещё ходатайствовать перед ВЦИКом, ну а если из ВЦИКа придет постановление о закрытии, то уже больше ходатайствовать не перед кем…
- Расскажите об активных членах вашей общины, и как она организовалась.
- В начале 1936 года по требованию районного исполкома нужно было представить список верующих. После богослужения я объявил молящимся, что, если кто желает быть членом религиозной общины, заявите о своем желании лично мне, или подайте заявление. Таким образом в сле и ближайших деревнях были собраны подписи более 300 верующих. Кроме этого существует десятка, которая следит за порядком и имуществом в церкви…
-Выходит, вы работу проводили хорошо?
- Да, с ними заниматься приходилось много и часто проводить беседы на религиозные темы.
-Следствию известно, что вы на основе религиозных убеждений в церкви распространяли контрреволюционные листовки и прокламации. Вы признаете это?
- Не помню.
Через два дня допрос был продолжен. Следователь зачитал отцу Павлу лжесвидетельства против него одного из арестованных вместе с ним священников, которого он хорошо знал. Но и это не сломило отца Павла. Между лжесвидетелем и отцом Павлом на следующий день была устроена очная ставка, на которой отец Павел не признал возводимой на него лжесвидетелем и следователем клеветы. Отец Павел не отрицал, что встречался со лжесвидетелем, разговаривая с ним о тяжелом положении духовенства при советской власти и «выражал свое недовольство местными органами советской власти, которые искривляют советские законы». Существование контрреволюционной организации, в создании которой обвинялся отец Павел, а также обвинение в распространении листовок антисоветского содержания он категорически отверг.
Отцу Павлу была устроена очная ставка со свидетельницей, которая оговорила его в том, что он якобы готовил поджог паровой мельницы в с. Нивном и начальной школы в с. Кромово. Эти показания лжесвидетельницы отец Павел также категорически отверг. В этот же день состоялся еще один допрос.
- Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении? – закончил допрос следователь.
- Виновным себя в предъявленном мне обвинении совершенно не признаю.
Более подробных сведений отце Павле Романченкове собрать не удалось.
1937 год был грозным со всех сторон. Прибавились аресты односельчан. «Врагами народа» оказались многие колхозники.
В подшивке районной газеты за 1937 год имеется статья, опубликованная по материалам выступлений на 16-ой районной комсомольской конференции. В ней говорится:
«Делегат районной конференции комсомола от села Нивного рассказала о контрреволюционных проделках попа Романченкова Павла и бывшего кулака, псаломщика Комлева Феоктиста Ивановича. На собраниях верующих эти «христолюбивые отцы» протаскивали контрреволюционные взгляды, направленные против колхозного строя.
Однажды колхозник, бригадир, член правления Козин, выступил на собрании с предложением о закрытии церкви. На другой день хозяйство Козина было обворовано. Это, несомненно, дело рук распоясавшихся церковников.
Как говорилось выше, по всей стране и, в том числе, в селах Суражского района действовали Союзы воинствующих безбожников. История сохранила этот документ, несомненно, ставший одним из роковых для священника Романченкова.
Из выступления члена ВКП(б) Молчановой М.А. на партийном собрании
«21 сентября 1936 года (в воскресенье) мы проводили собрание союза воинствующих безбожников. В тот же день поп Романченков после утренней обедни держал верующих до 2-х часов дня, ведя с ними беседу против нашего собрания за срыв собрания, агитировал людей на выступления против снятия колоколов, впоследствии группа людей пыталась избить сельский актив».
Уголовный кодекс того времени. Статья 58, «Контрреволюционные преступления»… Пункт 8: Совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти» - расстрел. Пункт 10: «Пропаганда или агитация, содержащие призывы к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти с использованием религиозных предрассудков масс» - расстрел. Пункт 11: «Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или свержению, предусмотренных в настоящей главе преступлений» - расстрел.
Собрал верующих – вот уже и «организационная деятельность»…
Из воспоминаний старожилов о событиях тех дней
«Прихожане понимали, что отца Павла ждет арест, шептали: «Батюшка, ты все видишь сам, что происходит, уезжай из села, а там Господь укажет, как жить дальше», но отец Павел начинал отчаянно махать руками:
- Нет, нет, я все понимаю, но на кого я оставлю вас? С каким сердцем предстану на страшный суд Христов? Нет, мои милые, никуда я не поеду. Терпеть надо. На все воля Божья!..
Бородецкая Клавдия Федоровна, служившая у батюшки, понимала, что страшное может произойти в любую минуту, и поэтому решила припрятать часть икон. По ночам сердце ее сжималось от саднящей боли: «А вдруг отца Павла арестуют? А вдруг что иное?
Не пощадила этого человека судьба. Стал он для отца Павла роковым. 17 ноября 1936 года нагрянули, застучали в двери храма - это было НКВД. Услышав стук, все понял, замер перед иконой: «Боже! Спаси и помоги».
Показали какую – то бумагу. «Постановление на арест и обыск», - скорее догадался, чем прочел отец Павел.
- Собирайтесь, гражданин Романченков, поедете с нами в Смоленск. Вы арестованы. Мальчишки, игравшие у церковной ограды, видели, как повели священника. Поклонился отец Павел всем:
- Прощайте мои дорогие! Простите, коли чем обидел! Храни вас Господь!
Навсегда запомнили жители нашего села, как после ареста священника начался погром церкви. Весной 1937 началось разрушение Церкви, спиливали кресты с куполов, сбрасывали колокола, разбирали маковки,выносили иконы и великолепный иконостас на улицу и сложили их в кучу. Шла от икон благодать, но строители нового общества, смотрели и не видели ничего, ослепленные своей гордыней.
Один прихожанин на свой страх и риск все же изловчился и спас одну икону, многие это заметили, но не выдали его.
Возле Церкви стояли мужики, бабы, ребятишки. По мере того, как увозили имущество Церкви, чувствовали жители нашего села, как уходит нечто из сердца и каменеет оно мало – помалу».
«Романченков Павел Яковлевич 17 ноября 1936г. арестован по необоснованному обвинению в «Проведении контрреволюционной деятельности» и постановлением тройки НКВД по Западной области от 09. 1937 по статье 58, пункт 8 – 10 – 11 УК РСФСР приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 26. 10. 1937 г. Сведений о месте захоронения, к сожалению, нет.
Понятно, что к лику святых могут быть причислены не все священники того времени, так или иначе пострадавшие от репрессий. Главный критерий при определении «кто святой, а кто нет» - благочестие и святость жизни. Второе немаловажное условие: священник должен принадлежать к Православной Церкви, в это время было несколько расколов (обновленческий, григорианский). Главное не только то, что Романченков Павел остался верен своим убеждениям, но и продолжал их исповедовать. Потому и называют святых «новомучениками и исповедниками». И, наконец, третье: принимается во внимание то, как человек вел себя во время допросов, не послужили ли его слова поводом для арестов других Отец Павел не сломался во время допроса, не отрекся от веры, не признал предъявленных ему обвинений и ушел из этого мира, как говорится, с чистой душой.
Изменения в политической жизни страны привели к нормализации отношений церкви и государства. В 1988 году тысячелетие Крещения Руси отмечалось как важное государственное событие. В 1990 году был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях». Он гарантировал право граждан исповедовать любую религию ( или не исповедовать никакой) и равенство религий и вероисповеданий перед законом, закрепляя право религиозных организаций на участие в общественной жизни. С 90х годов идет возрождение религиозной жизни, стремительно растет количество желающих принять крещение, открываются учебные заведения, где обучают священнослужителей и, конечно, открываются церкви.
Как же сложилась судьба закрытой церкви?
До начала войны в 1941 году часть Церкви использовали частично как склад,а с появлением в 1939 г. кинопередвижки - стали крутить фильмы. Во время оккупации села в сентябре 1941 г. немцы привезли православного священика и он вел службу до 1943 года. По освобождении села в 1943 году советскими войсками священник был расстрелян. После войны в ней находился склад зерна. В 1948 году началось строительство дамбы и крахмального завода, правление колхоза приняло решение для обустройства фундамента строительства разобрать кирпичную ограду церкви и два верхних яруса колокольни. В дальнейшем церковь использовали под клуб. Дважды случался пожар, сгорела обшивка, потолок, обрушился кирпичный купол храма. С тех пор кирпичные стены храма гордо высятся посреди села. Храм не числится ни в каких реестрах и ни на чьем-либо балансе, но зато считается памятником архитектуры Брянской области. Оконные проемы не застеклены, разрушено арочное перекрытие трапезной. Почему же мы считаем селом место, где нет действующей церкви. Священник из соседнего села Кромово, отец Анатолий Дорошко, периодически проводит службы в необустроенном помещении бывшего Нивлянского земскоко училища, построенного в одно время с Храмом Н.А. Лишиным. Местные жители, судя по разговорам готовы участвовать в Святом деле восстановления Храма, но объединить их усилия к сожалению некому.
ОСВЯЩЕНИЕ ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, В СЕЛЕ НИВНОМ МГЛИНСКОГО УЕЗДА
ЧЕРНИГОВСКОЙ
ГУБЕРНИИ.
8 сентября 1870 года происходило торжественное освящение ново-устроенной церкви в селе Нивном . На этом торжестве, по счастливой случайности, пришлось присутствовать и нам. Подобное торжество, конечно, должно возбуждать в душе каждого доброго христианина самые радостные и утешительные чувства. Такие чувства в особенности возбудило в нас настоящее освящение как по своей торжественной обстановке, так и в виду тех обстоятельств, по которым построена эта церковь.
Настоящая церковь построенна вместо и на месте старой церкви находившейся в весьма ветхом состоянии и немного пострадавшей от пожара. На второй неделе Великого поста в субботу, в 1869 году, местный священник Михаил Иванович Гораин, после вечерни, утруждённый мсповедью своих прихожан, отправился домой отдохнуть после трудов и приготовиться к богослужению на следующий день. В церкви оставался ещё на несколько времени низший причт, занявшийся разбором свечных огарков. Часа через два огненное зарево освятило село, но счастию церковь обгорела частью. Растерявшийся священник, живущий не вдали от церкви, с опасностью для своей жизни, принялся тушить огонь. Вовремя подоспели сельчане и пожар потушили. Бог знает, вследствии чего произошло это несчастье, вследствии ли забытой, по нерадению, свечки, от воспламенившихся ли не хорошо потушенных огарков... Можно сказать только, что подобные случаи нередки. Мы знаем, что около этого же времени в двух других соседних селах чуть-чуть не случилось тоже самое, и только благодаря случайности церкви были спасены от подобного стихийного уничтожения, а люди спасены были от этого несчатия. Как бы там ни было, но храм пострадал и народ остался без церкви, без этого места общей молитвы. На другой день рядом с храмом толпилась толпа плачущих людей во главе с неутешным батюшкой, отцом Михаилом. Село без храма почти как то даже немыслимо, - оно является осиротелым. Можно после этого представить себе положение бедных людей! Желательно выстроить новую церковь, но... нет средств. К величайшему счастью владельцами этого села состоит истинно русские люди — генерал Андрей Фёдорович Лишин и жена его Констанция Ивановна (урождённая княжна Голицына) и ближайший их родственник генерал Константин Константинов. Сочувствуя несчастному народу, лишившимуся дома Божия, они, будучи людьми весьма религиозными и в подлинном смысле слова гуманными, строят на свой счёт новую церковь, и церковь в полтора года окончена. Известно с какими трудностями обыкновенно совершаются подобные богоугодные дела, - в особенности в наших Мглинском и Суражском уездах, благодаря бедности жителей. А тут в полтора года новая церковь! Именно: «счастливы те люди, как справедливо выразился Епископ Новгород-Северский, Викарий Черниговский Серапион (Маевский) в своей речи, которую мы приведём ниже, по поводу торжества, среди которых являются подобные благотворители». Эти люди отдали себя исключительно на пользу народа.
Так как устроение ими церкви составляет одно из многих добрых дел, направленных ко благу народа, то мы прежде речи о самом храме и об освящении его позволяем себе сказать несколько слов вообще об их деятельности на пользу народа. В деятельности этих людей мы увидели для себя нечто новое, живительное, мы здесь увидели истинную любовь как к народу так и к своему родовому имению. В самом деле, генералы А.Ф. Лишин и Константин Константинов занимают большие должности в Петербурге и в Николаеве. Но несмотря на такое высокое положение и почести, они не оставляя своей гражданской и военной службы, посвящаю себя исключительно на служение народу. Но принести пользу народу нужно тоже умеючи вследствии исторически установившегося недоверия между «барином» и «мужиком». Прежде всего, конечно, необходимо возбудить к себе доверие народа; а для этого нужно войти с ним в непосредственные сношения; нужно упразднить ту посредственность, которая царила и ещё теперь, большей частью, царит в сношениях с народом. Благодаря этому «барин» в глазах народа представляется окружённым каким-то недоступным ореолом величия, с которым простому мужику и не добиться говорить. Правда этому способствовали истрические обстоятельства — крепостничество, когда барин действительно был каким-то Зевсом-громовержцем. Вследствии чего народ имел дело только с доверенными помещика. Сколько, к сожалению, и теперь есть таких помещиков, которые всё доверяют своим управителям, а сами никогда и не заглянут в свои имения, а в следствии этого развивается кулачество — это бич нашего народа. Поэтому, для того, чтобы принести какую-нибудь пользу народу, нужно сначала подготовить почву, которая годна была бы для восприятия добрых семян и произрастания. Это и достигается непосредственным сношением с народом, очевидным принесением ему пользы. Правда, сначала он недоверчиво отнесётся к вам, но потом, видя чистоту намерения и сердечное расположение к нему, верьте, прилепится к вам всем сердцем , всей душою своей. Самую очевидную пользу народу можно принести оказанием ему медицинской помощи, в которой он так нуждается. Генерал А.Ф. Лишин держит в селе аптеку, где оказывают очевидную помощь страждующим. Это самый первый и самый удобный случай знакомства с народом и приобретения себе его доверия. Вместе с медицинской помощью важно и знакомство с положением мужика, его состоянием. А если приобретено доверие, если «барин» сделается авторитетом, тогда почва подготовлена, тогда именно с народом можно сделать что угодно, - или совратить его, или направить на истинный путь. В этом селе, нам достоверно известно, благодаря таким непосредственным отношениям барина с мужиками, народ настолько привязан к нему, что слово его свято. Благодаря его влиянию, пьянство — этот бич нашего народа, постепенно искореняется; в скором времени здесь, по инициативе четы Лишиных, будет заведена новая школа, где будет обращено большое внимание на церковное пение, как средство привлечение людей в церковь.
Сказавши несколько слов о полезной деятельности помещиков села Нивного, мы поведём теперь речь о самом храме, построенном ими, - в чём в особенности выразилась их религиозно-просветительная деятельность и истинная любовь к народу.
Церковь, как мы сказали, построенно вместо и на месте ветхой церкви, устроенной в конце прошлого века отцом А.Ф. Лишина., Феодором Лишиным. Она высится на окраине села и имеет прекраснейший, изящнейший и благолепный вид. Церковь деревянная на каменном фундаменте и построена в чисто русском стиле, она имеет форму креста. Внешнему прекрасному виду храма вполне соответствует и внутренний вид его. Храм с внутренней стороны поражает своей строгостью, простотою, изяществом и отсутствием чего бы то ни было лишнего. Здесь особенно замечательны иконостас и живопись на иконах. Иконостас в один ярус и чисто резной дубовый. Ничего подобного не приходилось нам видеть не только в сельских, но и градских церквах. Между тем это составляет такую прелесть, своею простотою и строгостью так гармонирует с настроением молящегося, что лучше и придумать нельзя. Что касается икон, то кроме старых, все они заказаны в Петербурге у лучших художников. Наверху иконостаса изображена прекрасная икона «тайной вечери». Лик Спасителя на этой иконе невольно приковывает к себе внимание, а страшный образ Иуды невольно отталкивает, так психологически верно изображено его душевное предательское состояние. По бокам Царских врат изображены прекрасные лики И. Христа и Божией Матери. Но в особенности замечательны иконы: храмовая икона Рождества Пресвятой Богородицы, икона Святого Князя Александра Невского, окружённого изображениями пророка Осии, Марии Магдалины и Святителя Чудотворца Николая Мирликийского, изображение Св. Андрея Критского (именная икона генерала А.Ф.Лишина) и икона Божией Матери Тихвинской (именная икона генерала К.Константинова).
Все эти иконы под стеклом; подобного нововведения, насколько нам известно, не встречается в приходских церквах; но оно необходимо при таких дорогих иконах. К сожалению, на ряду с этими прекрасными иконами есть несколько икон, которые положительно оскорбляют религиозное чувство. Это старые иконы доморощенных художников, покупаемые сельчанами на рынках. Но их нельзя взять, так как они составляют пожертвования бедных крестьян; следовательно снять их — значит оскорбить жертвователей, пожертвовавших от чистоты сердца.
Вся церковная утварь тоже приобретена на средства строителей храма и вполне соответствует благолепию храма: большой серебрянный позолоченный крест в дубовом футляре, дорогое Евангелие, серебрянная позолоченная чаша, дискос, дарохранительница, лампады … Таким образом усердием Боголюбивых строителей к торжеству освящения храм предстал во всём великолепии и величии.
Освящение храма происходило в воскресенье, 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в честь которой был посвящен старый храм.
Святой Андрей Критский в своём слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорил: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище к творцу. День Рождества Пресвятой Богородицы есть праздник всемирной радости, потому, что Богородицею весь род человеческий обновляется и печаль праматери Евы переменилась в радость».
Накануне в 6 часов вечера началось всенощное бдение, продолжавшееся около 3-х часов. В это время множество народа, собравшееся в церквь, не смотря на ненастную погоду, предстояло с полным благоговением, помазуясь освященным елеем после чтения евангелия. На другой день утром народ и из соседних сел толпился вокруг церкви, жаль только, что пасмурная погода не слишком гармонировала с светлым настроением собравшихся людей. В 8 часов начался церковный благовест, сзывающий всех в новоустроенный храм. В это время в присутствии всех молящихся совершенно было одним из старейших священников, Гавриилом Чернявским, обычное освящение воды. Затем началось по чиноположению освящение престола и храма. В торжестве освящения принимало участие, по желанию помещика и по приглашению Епископа Новгород-Северского Серапиона присутствовали следующие священники Мглинского уезда: благочинный Михаил Лявдинский, свящ. Андрей Смельницкий, свящ. Ефрем Гораин, свящ. Евфим Гораин, свящ. Иоанн Кибальч, свящ. Гордий Гораин, свящ. Гавриил Чернявский и местный священник отец Михаил Гораин.
Величественно, умилительно и торжественно его преосвященство Епископ Серапион совершал этот обряд! Помещики озаботились, чтобы все было великолепно, чтобы никакой шум, происходящий обыкновенно при большом стечении народа, не оскорблял этого торжества. Господин помещик с супругой почти все время ходили между народом, выдвигая вперед маленьких детей обоего пола и расставляя людей на две половины, так как в нашем краю не искоренился ещё, к сожалению татарский обычай, по которому женщины, вследствии превратного на них взгляда, должны стоять позади мужчин и в храме, будучи недостойными предстоять близко к престолу Божию. Благодаря такой распорядительности, торжество освящения храма ничем не омрачалось. На лицах людей отражалась радость и благодарение Богу, сподобившему их опять молиться в храме и возноситься в общей молитве к Нему. Надобно именно побывать в глуши, в сельском уединении , чтобы понять всю радость и торжество, которые ощущаются нашими добрыми непосредственными крестьянами при виде благоустроенного дома Божия. Сам по себе прекрасный обряд освящения был в настоящее время еще прекраснее, благодаря отличному хору певчих. Певчие в числе восьми человек были выписаны из Мглина и, надо отдать справедливость, прекрасно пели. Сильное впечатление производили на слушателей прекрасно петые по чиноположению псалмы: вознесу тя Боже мой, коль возлюбленна селения Твоя Господи Силе (при возлиянии теплой воды на престол), из 50-го псалма окропиши мя иссопом и очищуся (при окроплении трапезы смесью розовой воды с вином в воспоминание Голгофы, омытой кровью и водою, истекшею из ребер Спасителя) и другие петые чиноположению. В особенности была торжественная минута, когда, по обхождении кругом храма, все остановились у западных дверей, а внутри заключенного храма остановились певчие. Это самый торжественный момент в обряде освящения. Первостоятель от лица Христа Бога взывает к заключенным вратам: «возьмите врата князи ваши, и возьмитеся врата вечная и внидет царь Славы». Извнутри хор в прекрасной мелодии три раза вопрошает: «Кто есть Царь Славы? Первостоятель отвечает: «Господь Сил, то есть сей Царь Славы» и потом все входят в церковь, как место особенного присутствия Божия с этих пор. Освящение кончилось молитвою к Богу с коленопреклонением, чтобы Он воззрел милостиво на рабов своих, обновил их Духом Святым, даровал Царю победу, строителям храма спасение и оставление грехов. Затем благочинный отец Михаил Лявдинский признес краткую энергическую речь, приветствуя здесь стоящих строителей и людей с новоустроенным храмом Божием. После этого было произнесено многолетие Государю и всему Царствующему дому, Святейшему Правительствующиму Синоду, строителям храма и всем православным христианам. Во все это время происходило как на пасху целование помещика с людьми и людей друг с другом. Именно, се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе, подумал я, глядя на это объединение людей, на эту любовь, уничтожающую всякое неравенство в положении и состоянии... Затем была совершена первая литургия в новоустроенном храме. Во время причастия Епископом Серапионом, Викарием Черниговским было прознесено следующее слово, произведшее сильное впечатление на всех:
«Сегодня совершилось освящение новоустроенного храма, как места особенного присутствия Божия. Приветствую и поздравляю Вас, братие и сестры, с таким великим торжеством! С этого дня вы имеете воэможность входить в тесное единениес Богом, причащаясь в храме Его Пречитаго тела и крови Христовой, и возносясь в общей молитве к Богу и всем святым. Чуден и величествен храм сей! Радуйтесь и веселитесь! Высокую добродетель состовляет устроение храмов, олтарей и жертвенников, и вообще забота о благоукрашении храмов.
Как всем нам известно, храм этот главным образом построен известными Боголюбивыми людьми и благотворителями - местными помещиками. Благодаря искреннему благочестию и благотворительности их, этот храм создался вдруг. А известно, с каким трудом, как медленно подвигается дело постройки храмов Божих, с одной стороны вследствии недостатка материального, с другой же — вследствии нравственной испорченности многих людей костных на доброе дело.
Счастливы те люди, среди которых являются подобные благотворители! Счастливы вы, имея во главе таких благотворителей и жертвователей, как предстоящие здесь вам местные помещики! Сколько нужно силы и энергии, сколько нужно твердости и терпения, какая нужна любовь, чтобы побудить эту темную массу на какое-нибудь доброе дело, действуя то примером, то словом увещаниея и угроз, то делами любви и милосердия. Несомненно — за это будет высокая награда. За храмоздателей и благоукрашающих храмы молится св. Церковь. «Освяти, взывает она к Отцу светов, любящих благолепие дома Твоего. Ты тех воспрославь Божественною Твоею силою» А молитвы церкви проникают небеса, доходят до престола Божия и никогда не остаются тщетными у Бога. Молятся за создателей храмов и олтарей те святые, в честь которых устрояются и благоукрашаются храмы. «За то, что ты украсил церковь Мою», и я тебя украшу в царствии Сына Моего, говорила Богоматерь одному монаху, употребившему своё богатство и имение на устройство и благоукрошение храмов. Видите, братие, какую великую добродетель соделывают создатели св. храмов и олтарей и какую вместе с тем пользу доставляют своей душе на пути к вечному спасению. И всем нам, братие и сестры, для вашего спасения надобно строить храмы, создавать жертвенники, ставить олтари, потому что одни храмоздатели наследуют царствие небесное. Но настоящия мои слова могут привести многих в смущение, так как не все же люди богаты и не все могут строить подобные храмы. Но помимо вещественных храмов есть храмы невещественные, духовные; это — наше сердце и душа. «Вы храм Божий есте и дух Божий живет в вас», говорит апостол Павел. Бог обитает не в храме только вещественном, а может обитать и паче всего любит обитать в нашей душе, нужно только устроить в ней олтарь, поставить престол и соорудить жертвенник, - и Господь вселится в нашу душу. Создание этих храмов доступно и возможно всем — богатым и бедным. Такие то храмы каждый из нас обязан строить и может строить, если пожелает. Каким же образом мы можем устроять храм в нашей душе для Бога? Какой требуется для сего материал? Само сабой разумеется, что для построения храмов духовных требуется и соответственный материал — именно, добрые дела. Из многоразличных добрых дел для нашей цели укажу некоторыя: смирение, воздержание, чистота сердца и милосердие. Для построения духовного храма требуется, чтобы мы вместо суетной гордости возлюбили смирение и вместо неумеренности в пище и питии воздержание, - чтобы из сердца своего изгоняли все нечистыя и скверныя мысли, и тем более не приводили оных в исполнение, - словом, чтобы постоянно заботились о чистоте сердца своего. Если мы будем так поступать, то созиждем в нашей душе нерукотворный храм живому Богу. Отец небесный с Единородным Сыном Своим и св. Духом вселятся в нашу душу и будут обитать в ней.
Кто любит Меня, говорит И. Христос, тот соблюдает слово Мое и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (св. Иоанн). Вы храм Божий есте дух Божий живет в вас, учит св. ап. Павел. Истину эту засвидетельсьвовали безчисленные сонмы святых, которые не все, конечно, строили рукотворные храмы, а между тем были Богоносными мужами и живыми храмами Божиимы. Один св. муж изгнал из человека беса «Куда же мне идти?» спросил бес — Иди в меня, отвечает святый. «Как могу я войти в дом Божий?» - сказал бес. Видите, и бес засвидетельствовал, что истинный христианин есть живой храм Божий.
Слава Богу, воздвигшему среди вас таких благочестивых и Боголюбивых людей, как ваши благодетели помещики. Они вместе с устроением вещественного храма устроили себе храм и в душе. Пресвятая Богородица, Рождеству которой посвящен новоустроенный храм, будет присною хадатайницею и заступницею вашей перед Богом. Храните только, братие и сестры сердце свое чистым, ибо оно есть жилище Богоподобной души нашей и престол Божий. Оденьте этот престол милосердием, потому что милосердие есть приятнийшея Богу добродетель, и потому оно будет самым лучшим и самым достойным одеянием престола Божия в храме нашей души. Украшайте этот храм, этот дом молитвы, заботьтесь о благоустроении его, помня, что потеря его большое несчасие для вас — за нерадение к дому Господню. Аминь».
По окончании литургии были отслужены молебен и панихида, после чего последовало благославление трапезы прихожан, собравшихся с яствами за Церковной оградой.
По приглашению помещика генерала А.Ф. Лишина и его супруги, после окончания служения в Церкви, все участвующие в богослужении Священники, певчие и несколько частных лиц прибыли в к ним в дом. Гостям был предложен хозяином скромный завтрак, во время которого местный священник Михаил Гораин сказал речь, в которой он в коротких словах обрисовал деятельность генерала Лишина по отношениию к Церкви и народу, выражающуюся в заботах о благолепии храма, и возвышении религиозного нравственного состояния простого народа. Певчими было пропето «многое лета» генералу Лишину, Его Преосвященству Епископу Новгород-Северскому Серапиону и всем собравшимся гостям. В з часа по полудни скромное торжество освящения нивняской Церкви окончилось. С чувством радости и благодарения Богу, что Он воздвигает таких добрых людей, оставили мы ликующий ещё народ.
Преподаватель
Черниговской Духовной семинарии
Иван Корольков.
ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ЗА 1911 г
состоит в Мглинском уезде Черниговской Епархии в селе Нивном.
Церковь построена в 1898 году тшанием генерал-лейтенанта Андрея Фёдоровича Лишина и сыновей его: Тайного Советника Михаила Андреевича Лишина и Действительного Статского Советника Николая Андреевича Лишина, и пособием от прихожан.
Здание каменное, покрыто листовым железом; колокольня каменная, покрыта листовым железом и находится в одной связи с церковью. Вокруг церкви каменная ограда покрытая листовым железом.
Для придания тел умерших земле имеются требуемые законом (Пр. Уст. ХIII свода законов статья 925) особо отведённом в селении два кладбища, окопанные рвами и обнесённых изгородью. При церкви имеется сторож для караула.
Престолов в церкви два: главный — во имя Рождества Богородицы и во имя Св. Николая, оба тёплые.